Режиссер фильма «Замуж за иностранца» Джонатан НАРДУЧЧИ: «Бизнес по «продаже» украинских невест будет развиваться»
При всем нынешнем разнообразии документалистики картина режиссера Джонатана Нардуччи выгодно выделяется на общем фоне — во время просмотра становится то смешно, то страшно. По сюжету 20 американцев отправляются в «романтический тур» компании Foreign Affair — по Одессе, Николаеву, Херсону. В каждом городе гостей ждет вечеринка с двумя сотнями потенциальных невест.
В процессе киноповествования Нардуччи акцентирует внимание на нескольких основных героях — Бобби, Эрике, Майкле, Роберте, Роне и Трэвисе. Одним удается найти желанную спутницу жизни, другие, наоборот, становятся жертвами афер. Так, к примеру, Бобби потратил более 10 тысяч долларов на переписку через Foreign Affair со знойными красавицами (одно письмо стоит 10 долларов, поскольку и его, и ответ нужно переводить). В итоге оказалось, что ему достался просто набор удачных фотографий...
Бюджет картины «Замуж за иностранца» составил 250 тысяч долларов, работа продолжалась три года, а сам Нардуччи отмечает, что никогда не взялся бы за нечто подобное снова, настолько тяжелым оказался процесс создания фильма.
«В АМЕРИКЕ ЕСТЬ ДВЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕМЫ СПАМА — О ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ И ПИСЬМА СЛАВЯНСКИХ НЕВЕСТ»
— Джонатан, невозможно не спросить: вы сами-то искали невесту в Украине?
— Нет! В 2001 году я получил спам-письмо от компании Foreign Affair, изучал фото на их сайте несколько часов и был шокирован. Тогда, пожалуй, и родилась идея фильма, но к ее осуществлению я приступил спустя 10 лет. В 2001-м мне было 20 лет и я совершенно не думал о браке. Сейчас мне 34 и я все так же не собираюсь жениться... Кстати, что касается спам-писем, то в Америке существует две «классические» темы. Одна — о ювелирных изделиях и золоте: суть заключается в том, что просят 100 долларов и обещают 50 миллионов долларов. Вторая — письма от славянских невест с признаниями в любви. Каждый мужчина в США получает такое письмо!
— На сайтах поиска невест только девушки из Украины?
— Еще из Колумбии, Филиппин, Китая. Из России раньше было много девушек, а сейчас почти нет — это связано с тем, что уровень жизни в стране стал выше. Москва — дорогой город, даже если ты американец. Но сейчас, возможно, этот бизнес вернется и в Россию, поскольку экономическая ситуация там ухудшается.
— После просмотра фильма «Замуж за иностранца» складывается впечатление, что в Украине живут не самые умные женщины...
— Речь идет не обо всех украинках, а об очень специфическом типе людей — тех, кто размещает свои анкеты на подобных сайтах. Причем речь идет как об украинских девушках, так и об американских мужчинах. Да и я бы не сказал, что героини фильма лишены интеллекта. Так, Инна за полгода выучила английский язык, Светлана вообще очень умна — манипулировала мужчиной (одна из самых интересных историй в фильме — о Светлане, которая по интернету познакомилась с австралийцем Майклом, сыграла с ним на Бали свадьбу, а затем под предлогом оформления документов в Киеве пропала из виду. Через полгода Майкл в очередной раз прилетел из Австралии в Украину, чтобы потребовать назад обручальное кольцо. — Авт.). Так что «Замуж за иностранца» — это репрезентация не украинских женщин, а только тех из них, кто пытается найти мужа за границей. И в США ни в коем случае не подумают, что все украинки такие, поскольку американцам вообще не свойственно воспринимать группу или страну стереотипно.
— Как вам удавалось снимать интимные моменты жизни новосозданных пар?
— Даже не знаю... В отдельных случаях женщины чувствовали себя безопаснее в присутствии съемочной группы: когда, к примеру, было последнее объяснение Светланы и Майкла, все могло бы закончиться отнюдь не так уж мирно. Даже камера дрожала от накала страстей!
С некоторыми из персонажей фильма — и с мужчинами, и с женщинами — мы во время съемок подружились. В целом съемки были хаосом, в котором с трудом удавалось найти смысл. Сложный в производстве фильм оказался — никогда не возьмусь за подобный снова... Теперь даже не представляю, как мы проделали всю эту работу по поиску героев, которые, в свою очередь, ищут невест в Украине...
«НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ УКРАИНЫ»
— Самое интересное — как девушки чувствуют себя после нескольких месяцев или даже лет брака... Выглядят они не такими уж счастливыми, ведь наверняка думали, что отправляются в рай...
— Да. Инна (одна из героинь фильма. — Авт.) всегда притворяется счастливой, тем не менее сложно понять, что там на самом деле... Но мне кажется, они с Робертом все же действительно наслаждаются друг другом.
Виталина приезжала на кинофестиваль, чтобы со мной пообщаться. Говорит на английском и, кажется, счастлива с Эриком. Может, и чувствует себя немного одиноко, но все в порядке.
— Не слышали ли вы о случаях домашнего насилия по отношению к нашим девушкам, вышедшим замуж в США?
— Нет. Вот Трэвис (один из героев фильма. — Авт.) наконец-то женился, и насилие было применено по отношению к нему. Жена его была арестована. Насилие в семье характерно для Украины — пока был тут, пару раз слышал крики на улице и видел избиения...
— Как нынешняя социально-политическая ситуация в Украине влияет на бизнес, подобный Foreign Affair?
— Точно не знаю, поскольку съемки закончены, но, думаю, обстановка способствует. Знаю, что во время Евромайдана «романтические туры» продолжались. Сумасшествие, как по мне: в городе стреляют, а в это время свидания идут полным ходом. Экономическая ситуация в Украине ухудшается, а это как раз то, что и способствует «свадебному» бизнесу.
Когда фильм снимался, три года назад, я думал, что этому бизнесу скоро придет конец, поскольку Украина активно развивалась, повышался уровень жизни. А в быстро развивающейся стране не очень хорошо пытаться продать отчаявшихся невест американским мужчинам. Подобный бизнес вообще продвигается в странах, где плохо с экономикой. Так что если не Украина, то была бы Беларусь, если не Беларусь, то Сибирь.
«НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ С ТОЧНОСТЬЮ СКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПОКА НЕ УВИДИШЬ ЕГО ЖИВЬЕМ»
— Верите ли вы в то, что можно найти любовь на сайтах знакомств?
— Нет, я не думаю, что свидания и общение посредством интернета — хорошая идея. Интернет — то, что, казалось бы, должно способствовать коммуникации, — на самом деле разъединяет людей. В Лос-Анджелесе, где я живу, популярны виртуальные свидания, но во время них ты создаешь образ человека в своем сознании.
Это как читать книгу — мы визуализируем у себя в голове прочитанное согласно нашему опыту, и образы, которые возникают у каждого человека, совершенно разные.
Ничего нельзя с точностью сказать о человеке, пока не увидишь его живьем. Нужно касаться его, чувствовать. Тем более дико знакомиться с кем-то, кто даже не разговаривает на твоем языке. Куда проще, на мой взгляд, найти любовь во дворе собственного дома — стоит только посмотреть вокруг.
Так что я не верю в любовь по интернету, хотя иногда это и случается — словно выигрыш в лотерею.
— Джонатан, о чем будет ваш следующий фильм?
— О гей-парах из Франции, которые едут в Америку заводить детей. В Европе в большинстве стран суррогатное материнство нелегально.
— Не кажется ли вам, что документалистика в последнее время перешла из кинематографа, искусства, в разряд акта социального значения и журналистики?
— Абсолютно верно, так и есть. А вы считаете, что кино — это искусство? В Америке кино — это бизнес в первую очередь. Только получив доходы от одного фильма, можно начать снимать другой. Это вам не Европа и даже не Канада, где на кино можно получить государственные или какие-то еще средства.
— Фильм «Замуж за иностранца», получается, успешен?
— Да. И в прокате, и в рамках фестивальной программы. Причем 70 процентов его зрителей в США — мужчины. Само название (в оригинале Love me. — Авт.) привлекает мужчин, тогда как местный вариант «Замуж за иностранца» направлен на женскую аудиторию.